Страничка психолога-родителям

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТ

Учебный год для мальчишек первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.

 

 

Адаптация- это способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни.

Для ребят, только что, оторвавшихся от родителей и школьных товарищей это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.
Внешние условия, влияющие на процесс адаптации:
1. повышенные умственные, физические и психологические нагрузки;
2. новые, непривычные социальные условия: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе;
3. наличие дисциплинарной составляющей и однородный половой состав классного коллектива.

 

Внутренние условия, влияющие на процесс адаптации:
1. отсутствие внутренней готовности и желания (желание обучатся в училище навязано родителями или другими социально значимыми взрослыми);
2. отсутствие навыков самообслуживания и любви к труду;
3. низкий уровень развития коммуникативных качеств;
4. неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами;
5. состояние здоровья.

 

На успешность адаптации воспитанников к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт кадета, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Воспитанники кадетских училищ часто не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни.
Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.

 

Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.

Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Признаками социально-психологическая дезадаптации являются:
• повышенная тревожность и неуверенность в себе;
• агрессивность и чувство малоценности;
• чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;
• длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ

1.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что сын справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»

2.  Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать моряком или летчиком (личная заинтересованность).

3.  Доверительная атмосфера, в которой сын может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.

4.  Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.

5.  Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.

6.  Первые месяцы обучения в кадетском училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели на сколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.

7.  Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.

8.  Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.

9.  Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».

10.  Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.

Памятка родителям кадет Севастопольского ПКУ

— воспитывайте у ребенка гордость за принадлежность к президентскому кадетскому училищу и всемерно одобряйте его выбор;

— внушайте вашему ребенку и убеждайте его в том, что путь государственного человека — является наиболее благородным, самоотверженным и героическим. Растите его принципиальным, преданным патриотом своей    Родины;

— формируйте в нём положительную адекватную самооценку, морально-этические нормы поведения, рыцарское отношение к долгу, подавайте ему положительный пример во всём;

— помогите ребёнку адаптироваться к новой жизни, к новой миссии — кадета. Пусть он примет училище — как свой родной дом; коллектив класса — как семью; командира — как отца; классного руководителя — как маму; одноклассников — как братьев!

— при встречах с сыном и во время телефонных разговорах — дайте ему возможность «излить душу», выговориться. Вы для него — высшая инстанция во всех отношениях и направлениях. Воодушевляйте ребенка на  откровенный рассказ о своих делах. Всегда будьте готовы дать нужный совет. В то же время — уважайте право ребенка на тайну. Если он Вас боится — он будет лгать;

—  чаще хвалите и поощряйте вашего сына. Внушайте ему, что он смелый, трудолюбивый, умный и находчивый, что у него хватит сил преодолеть все препятствия. Он должен чувствовать вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов и когда  терпит поражение. Хвалить надо его как исполнителя, а критиковать только неправильное исполнение им своих обязанностей, то есть, не ты — плохой, а ты плохо в данный момент поступил;

— верьте в своего сына. Будьте ему другом и единомышленником! Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Мотивируйте его на качественную учебу, творчество, здоровый образ жизни и примерное поведение. Он должен видеть в Вас    союзника, а не противника или стороннего наблюдателя;

— регулярно поддерживайте связь с классным руководителем, педагогом-психологом, воспитателем и преподавателями вашего сына, интересуйтесь и влияйте на его успеваемость, поведение и взаимоотношения с другими кадетами.

 

Педагоги-психологи учебного отдела филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МОРФ» (Севастопольское президентское кадетское училище)